Пузырь фильтров

Пузырь фильтров

Вступление   

Илай Парайзер – интернет-активист, и именно он ввел в обиход термин «Пузырь фильтров», выпустив собственную книгу под этим названием. Илай Палайзер обратил внимание общественности на то, что человек, использующий поисковые системы, не по своей воле находится в определенном информационном пузыре фильтров, который формируется в результате личных предпочтений пользователя.

Как широко известно всей прогрессивной общественности, на сегодняшний день поисковики используют персонифицированную выдачу. Пользователю показывается та информация, которая может быть полезна именно данному посетителю. Учитывается практически все, что только можно учитывать – возраст, нация, язык, место проживания, увлечения, даже политические взгляды.

С одной стороны это удобно. Если я постоянно ищу туристические путевки, то по запросу «Египет» мне будут выдаваться соответствующие предложения туристических агентств и операторов, и мне вряд ли придется заходить даже на вторую строчку поисковой системы, будь это Google или православный Яндекс.

Но у каждой медали есть две стороны. Мало того – некоторые медали имеют еще и ребро.

Ребро

Аналогичная ситуация и здесь: подобная «самодеятельность» поисковых систем ограничивает пользователя его собственными интересами. В результате посетитель постоянно вариться в той информации, которая ему нравится, той, которая удовлетворяет его личным, субъективным переживаниям и мнениям. Практически полностью теряется способность к критическому мышлению. Поклонники Джастина Бибера не смогут ознакомиться с конструктивной критикой молодого таланта; адекватные же пользователи, любящие заниматься интернет-шоппингом, вынуждены постоянно посещать одни и те же магазины Интернета, лежащие "внутри" их пузыря фильтров.

Порой речь заходит даже  в область политики. По одному и тому же запросу республиканцы увидят одно, либералы – другое. Или, переходя в российские реалии, выдача госпожи Наводворской и Зюганова будут принципиально разными. По одному и тому же запросу первой покажут доказательства ее правоты, а господину Геннадию Андреевичу – его. Так как случайно найти какую-то информацию, лежащую вне пузыря фильтров и идущую вразрез с представлениями пользователя, через поисковики практически нереально.

Социальные сети играют в те же игры – поставив «Like» под записью о том или ином решении Барака Обамы, вы будете видеть в его в своей ленте все чаще и чаще, пока он сам не добавит вас в друзья. Это создает определенную информационную однобокость, согласитесь.

Кроме того, психологи говорят о нарушении так называемого «информационного рациона» - пользователь с куда большей охотой нажмет на ссылку «Голая Оливия Уайлд», нежели на «Полная фильмография Оливия Уайлд», что и запомнит поисковик. В результате поисковая машина все чаще и чаще будет показывать вам результаты, далекие от культуры и близкие к арт-хаусу, что, по мнению автора статьи, оказывает весьма спорное влияние на формирование как развивающейся, так и уже развившейся психики.

И Мизулина уже ничем не сможет помочь.

Неприятности в быту

Согласитесь, что звучит вышесказанное о пузыре фильтров чуть менее достоверно, чем польза циркониевых браслетов, да и попахивает немного нездоровой конспирологией, НЛО и масонами. Итак, чем это может быть опасно в ближайшем будущем?

Если информация о вас и ваших похождениях в сети собирается, то рано или поздно она может стать доступной для широкого круга людей. Уже сейчас для того, чтобы узнать увлечения пользователя, достаточно просто зайти с его браузера на любую страницу – контекстная реклама сразу подскажет, кто искал магазины музыкальных инструментов, а кто интересуется совсем другого типа дудками. А если будет существовать удобная и отфильтрованная, тщательно структурированная и собранная база о пользователе, своего рода его досье, когда оформленный пузырь фильтров кого бы то ни было станет доступен  – вы действительно ли хотите сами увидеть его? Ведь ваш браузер помнит все. А, значит, и Google с Яндексом.

Очень сложно будет устроиться на работу, если ваш работодатель прекрасно знает о ваших увлечениях. Сложно будет объясниться с женой и доказать ей, что вы действительно искали форму школьниц для костюмированной вечеринки на работе. Потому что у каждого должен быть собственный омут, и до сегодняшнего момента Интернет – последнее воплощения сего.

В конце концов, ограничение собственной свободы всегда бьет по самолюбию. По сути, даже не вы решаете, что вы хотите видеть в поиске – за вас это решают бездушные алгоритмы, и вы фактически не можете выбраться из этого информационного… пузыря фильтров, да, более точный термин сложно подобрать.

Притом избежать этой проблемы пузыря фильтров  – все известные способы сводятся к чистке истории поиска, удаление куков, отмены сохранения ваших перемещений по сети. Наиболее правильное – сменить пол, переехать в другую страну, купить новый ноутбук, покрасить волосы в зеленый цвет…

Но Google все равно будет следить за вами, так как вы, пользователь, его источник доходов, и Google сделает все возможное, чтобы показывать вам максимально интересную для вас рекламу, чтобы заключить внутрь нового пузыря фильтров. Чтобы заработать на этом.

Все так плохо?

А теперь снова перевернем нашу медаль и рассмотрим плюсы так называемого пузыря фильтров.

·  Вы получаете сразу нужный контент. Если вы программист – то по запросу «питон» вы получаете отнюдь не сказки про Маугли и информацию о древней, как Рим, игрушке.

·  По запросу "рестораны" вы получаете сразу список близлежащих кафе и пабов, а не информацию о том, что в Нью-Йорке открылось новое суши-кафе.

·  Если вы уже что-то искали, и снова пытаетесь найти – то с персонифицированным поиском это сделать просто. Мало того, что на первой странице вас будет ожидать то, что вы ищите – браузер услужливо выделить посещенную ссылку фиолетовым. Останется лишь набраться сил и передвинуть указатель мыши.

·  В конце концов, если сильно хочется выйти за круги своего поиска – можно попросить друзей скинуть интересующую вас информацию или просто составить более точный запрос. Хотите узнать что-то новое? Просто начните узнавать – и Google сам начнет помогать вам в этом.

·  В конце концов, читать выдачу какой-то среднестатистической Ирины Антоновой, домохозяйки из города Омск – удовольствие весьма спорное. Ну что вы там интересного найдете, кроме косметики, кулинарии и самоучителя китайского языка?

Подводя итог всему вышесказанному, хочется высказать свое субъективное мнение на этот счет. Я не вижу большой проблемы в факте самого «пузыря фильтров», но считаю необходимым просто знать о его существовании.

Да, мне удобно, что мне показывают близко расположенные парикмахерские, а не адреса цирюльников из Будапешта, и я рад, что Google вначале отобразит для меня привычный мне новостной портал.

Но я также должен понимать, что поисковая выдача – это, по сути, мое отражение в сети, и если мне надо выйти за границы своего виртуального мирка, надо более точно составлять запрос.

«Чистая выдача» - это, по сути, полная web-свобода, но нужна ли она вам? Пользоваться выдачей «для всех», для тех, кто смотрит ТНТ и смеется с глупых шуток. Пользоваться выдачей, которая идеально подходит для контингента, на которого рассчитана Балтика-девятка – а ведь таких – подавляющее большинство, и это, увы, надо осознавать.

Пузырь фильтров представляет опасность только в том случае, если вы не знаете о его существовании. Если вы знаете о нем, и хотите выбраться за пределы вашего личного пузыря фильтров - вы легко сможете это сделать. 

PS. Кстати, вместе с Like было бы неплохо создать противоположную кнопку, назвав ее, к примеру, Hate. Ну или если вы противник англицизмов, кнопку можно назвать СОПА («Сего Отрока Привлечь Анафеме»). Ведь это позволит более точно формировать мой личный пузырь фильтров, и не надо ущемлять мою свободу!

Комментарии

Оставить комментарий

Теги:

В России:

Дорогой сердцу Hadrout (Гэдрут) в России. Проекты, клиенты, мысли и эмоции нашей команды.

В Америке:

Наш далекий и в тоже время очень близкий Hadrout в Америке. Те же клиенты и проекты, но уже немного другие мысли и совсем другой вид из окна.